Цифровая трансформация в сфере КПК: проблемы и возможности

Цифровая трансформация в сфере КПК: проблемы и возможности

1
декабря
2022

28 ноября в Москве состоялась научно–практическая конференция «Кредитная кооперация 2.0». Работа площадки была направлена на выработку стратегии развития кредитной кооперации, обмена лучшими практиками работы по цифровой трансформации бизнес-модели кредитных кооперативов.

Организаторами конференции выступили Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова и Ассоциация развития кредитной кооперации.

Участие в сессии приняли руководители и специалисты КПК и СКПК, инфраструктура кредитной кооперации, компании предоставляющие услуги кредитным кооперативам, представители научной общественности, студенты экономического факультета МГУ.

Руководители КПК «СИБИРСКИЙ КАПИТАЛ» всегда с радостью откликаются на возможность выступить на общероссийских мероприятиях. Поскольку наш опыт работы позволяет делиться с коллегами своими ноу-хау, выносить на обсуждение актуальные темы.

Управляющий КП Вадим Головко стал спикером конференции с темой «Цифровая трансформация в сфере КПК: проблемы и возможности».

В начале своей презентации Вадим Борисович поделился с коллегами данными анализа микро и макроэкономических показателей на рынке ссудо-сберегательных услуг за последние 5 лет. В настоящий момент доля КПК как участника ссудо-сберегательного рынка очень мала, а общий вклад в его функционирование незначителен. Динамика количественных параметров работы сектора КПК является устойчиво нисходящей, что привело к существенному уменьшению доли КПК также и в сегменте микрофинансирования.

Финансово-банковская (и ссудо-сберегательная в общем) система в целом связана с темпом общего экономического роста и в таких условиях ее экстенсивное развитие находится под давлением - в первую очередь рынок перераспределяется, происходит его укрупнение. Все происходящее можно охарактеризовать тремя словами: «Сильные пожирают слабых».

Это означает, что кто-то проиграет, но будут и победители. Это организации, которые увидели среди кризиса открывшиеся окна возможностей и смогли успешно адаптироваться к условиям.

Итак, цифровая адаптация в секторе КПК:

Мы вступаем в «цифровую» эру, когда технологии определяют вектор трансформации отраслей, бизнес-моделей, компании и жизни людей.

Цифровые технологии все быстрее проникают в нашу жизнь. Ключевыми драйверами трансформации являются:

  • взрывное развитие глобальных коммуникаций;
  • технологическое развитие и распространение смартфонов;
  • развитие финансовых технологий.

Бизнес-модель, в рамках которой реализуются финансовые продукты очень сильно трансформировалась. И люди привыкли и приняли это.

Как же обстоят дела в секторе КПК?

КПК «СИБИРСКИЙ КАПИТАЛ» совместно с Лигой кредитных союзов провели опрос среди сотни кооперативов по внедрению цифровых каналов взаимодействия с пайщиком. Данные опроса таковы:

1. Реализован ли в вашем кооперативе личный кабинет пайщика на официальном сайте?

23% - да, 63% - нет, 9% - находится в разработке, 5% не планируют внедрять личный кабинет.

2. Реализована ли в вашем кооперативе возможность дистанционной выдачи займов без посещения офиса?

71% - нет, 26% - находится в разработке, 3% - да.

3. Реализована ли в вашем кооперативе возможность дистанционной подачи заявки на заем от НЕ пайщика?

66% - нет, 23% - да, 11% - находится в разработке

4. Если в вашем кооперативе не реализована возможность дистанционной выдачи займов без посещения офиса, то почему не внедрили?

38% - высокие финансовые затраты, 33% - столкнулись с проблемами (техническими, юридическими, прочими), 13% не считают это полезной функцией; 17% - иные причины

Какой вывод можно сделать по результатам опроса?

Цифровые каналы взаимодействия в КПК не только слаборазвиты, но и не являются приоритетными к созданию в ближайшее время для многих участников рынка.

При этом по нашим эмпирическим оценкам, создание цифрового канала взаимодействия в рамках какого-либо бизнес-процесса, даже на первом этапе дает быстрый прирост соответствующего показателя на 10-20%.

Каков положительный эффект от цифровизации бизнес-процессов?

  1. Рост объемов оказания услуг за счет пространственной и временной независимости, ускорения сервиса.
  2. Снижение рисков. Как для КПК, так и для пайщика – за счет формализации процесса и минимизации человеческого фактора.
  3. Снижение издержек. Высвобождение трудового ресурса, ускорение сервиса, экономия на расходных материалах и хранении.
  4. Улучшение сервиса. Персонализированное предложение, стандартизация качества оказания услуги вне зависимости от квалификации менеджера.

Если вы до сих пор считаете, что ресурс КПК ограничен, то это не так. Уже сейчас есть простые «пакетные» решения, которые позволяют реализовать базовый уровень цифровизации сервиса.

Что мы сделали для создания новых точек контакта с пайщиком (или потенциальным пайщиком):

  1. Реализовали «Личный кабинет пайщика» на официальном сайте кооператива.

Он позволяет оказывать дистанционные услуги, без оформления сделки на бумажном носителе. Это быстрый персонализированный канал коммуникации, а также платформа для маркетингового взаимодействия.

  1. Запустили сервис дистанционного приема заявок от непайщиков. Тем самым увеличили количество лидов и потенциальных пайщиков КПК; создали возможность предоставления предварительного решения (предодобрение заявки на заем).

Также мы провели оптимизацию некоторых процессов:

  1. Внедрили CRM-систему в области телефонии, контроля качества продаж, документооборота, проектного управления, внутрикорпоративного взаимодействия.
  2. Автоматизировали рутинные процессы в области оказания услуг и взыскания. Тем самым повысили скорость работы, сократили ошибки и потери, уменьшили трудозатраты.
  3. Ввели автоматизированный скоринг. Скорость сервиса увеличилась, снизились кредитные риски, сократились трудозатраты.

Какие технологии и тренды цифровизации могут представлять последующий интерес для сектора КПК?

Забегая вперед, отметим, что движение в эту сторону требует постепенного формирования подразделений IT-разработки.

  1. Продвинутая аналитика и анализ данных. Оптимизация бизнес-модели и процессов, выявление клиентских предпочтений, управление рисками, персонализация сервиса.
  2. Искусственный интеллект и машинное обучение. Снижение трудозатрат, ускорение и автоматизация бизнес-процессов, улучшение клиентского сервиса.
  3. Облачные технологии. Оптимизация затрат и улучшение уровня решений, снижение рисков.
  4. Собственная разработка и следование принципам «непрерывного улучшения». В рамках традиционного проектного менеджмента и применения гибких фреймворков (Agile-Scrum), создание продуктовых команд, сопровождающих актуальность разрабатываемых решений и их постоянное совершенствование.

«Игнорирования глобальных трендов трансформации моделей потребления и сервиса может окончательно выбросить КПК на периферию финансового рынка. Следование же им в совокупности с сохранением традиционных «нишевых» преимуществ даст уникальное конкурентное преимущество. То есть оптимальным решением будет дать «клиенту» сохранить возможность выбора: работа в оффлайн с возможностью получения онлайн-услуги. Оффлайн в кооперативах, в отличие от банков и МФО, уже является конкурентным преимуществом. Но теперь кооперативам нужна цифровизация, пусть даже начального уровня. Все возможности для этого сейчас есть и это не настолько финансово затратно» - резюмировал свое выступление Вадим Головко.

Заказать звонок



Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Заказать звонок

Спасибо!

Ваша заявка принята.


В рабочее время Вам перезвонит наш специалист

Режим работы офисов:
пн - пт 9.00 - 18.00, перерыв 13.00 - 14.00
сб, вс - выходной
(государственные праздники
являются нерабочими днями)

Тюмень

Измените населенный пункт если он неверный или не определился.

Например, Тобольск или Казанское

Популярные города:

Все города

Измените населенный пункт если он неверный или не определился

Выбрать область:

Выбрать город: